Стерео или моно выбрать для mp3

mp3 в моно или стерео

Отличия mp3 wav файлов

Все кто имеют дело со звуком, прекрасно понимают что запись и работа со звуком должна вестись с максимальным качеством, как минимум несжатым WAV PCM 44.1кГц 16 бит. Например у нас в студии вся работа по созданию радиороликов ведётся со звуком без сжатия 96кГц\24бит. Однако, записи все произведены, материал обработан и сведён в финальный файл. и вот возникает вопрос, а как его донести до пользователя выложив его в социальные сети, сайты для всеобщего прослушивания, или просто отправить по электронной почте, как в нашем случае заказчикам, как рекламного аудиоролика, так и, что гораздо более чаще, файлы записи голоса диктора. Конечно тут используюется mp3 как формат сжатия, ведь десятки а то и сотни мегабайт по почте не пошлёшь, да и избыточно это по качеству например для аудиоролика в радиоэфире. Так что стандарт тут уже давно найден - mp3.

Но вот возникают вопросы "а в каком битрейте отсылать": 128, 192 или 256 кб\с. А в моно или в стерео? Лично мы свой выбор с делали в пользу 256кб\с стерео - разумный компромисс между размером файла и качеством. И казалось бы вопрос исчерпан, решение найдено, статью можно заканчивать... Но, вот часто встречаемся с идеей-мифом, что mp3 файл 128 кб\с моно - это такой же по качеству звучание, что и 256 кб\с стерео, но только моно.

В корне не так. Но чтобы понять это нужно разобраться в теории чёрт побери, ведь хотел же просто коротенечко на 1 абзац заметку сделать

Очень грубое приближенное описание. Что из себя представляет цифровая запись звука в WAV PCM 44.1 кГц 16 бита стерео (стандарт CD-Аудио)? Это запись замеров громкости на входе в АЦП: за одну секунду АЦП измеряет уровень громкости сигнала 44100 раз, и каждому из эти 44 тысяч раз присваивает значение громкости по 16-х битной мензуре громкостей. 16 бит это 2 (ноль или единица) в степени 16 (количество разрядов) самому максимальному значению присваивается 1111111111111111 - что в десятичной системе 65536. Т.е. в 16ти битной шкале громкостей 65536 ступенек. И вот каждый из 44100 в секунду, замеров громкости ставится на какую то эту ступеньку громкости по 16ти битной шкале. Значит каждую секунду записывается 44100 по 16 бит = 705600 бит в секунду = 705кб\с. Это несжатый вав без потери качества. А поскольку это стерео - то 2 канала дают 2 таких потока по 705 кб\с итого 1410кб\с. Всё логично, приращение каналов, даёт такое же арифмитическое увеличение потока.

Теперь как обстоит дело в mp3.

Грубо говоря, так же как и WAV, но поскольку это формат сжатия, то для уменшения размеров, часть информации нужно выкинуть, но не без большого ущерба качеству. Но есть ряд нюансов

  • 1) во первых срезаются высокие частоты, в зависимоти от битрейта, на 192 кб\с в мп3 нет частот выше 16 кГц. Чем ниже битрейт, тем больше режутся частоты.
  • 2) во вторых удаляются сигналы после пиков. Человеческое ухо устроено так, что какое то время после пиков, слух не слышит тихе звуки. Кодек удаляют информацию о тихих местах после пиков, высвобождая место
  • 3) в третьих в mp3 кодируется только один канал, а не два. Схема такая. В wav схема такая "вот левый канал, вот правый канал". А в mp3 "вот левый канал, правый точно такой же, а вот это чуть чуть то разница между ними"

Какие выводы можно делать уже опираясь на теорию.

  • чем ниже битрейт, тем больше режутся частоты и тихие места после пиков
  • если при одинаковом битрейте mp3 у которого 2 канала (стерео) НЕ будет в 2 раза больше места занимать чем у которого 1 канал (моно). внутри mp3 файла нет 2 каналов как в wav. И нет смысла экономить место сохраняя в моно. Выигрыша в объёме файла не будет
  • из этого вытекает что 128 кб\с это не один канал 256 кб\стерео с одинаковым качеством.

Именно это последнее заблуждение и самое распространённое. Если в случае wav такая арифметика работает, то в случае с mp3 128-кбмоно файл будет хуже 256стерео файла. Просто потому что битрейт тратится не на каждый канал поровну, а на описание одного канала +разница.

mp3 256 кб\с стерео лучше, чем 128 кб\моно

Существовала легенда, по которой древние греки и даже Аристотель были уверены в догме, что у женщин меньше зубов чем у мужчин. вера была такой крепкой, что никому в голову не приходило просто взять и посчитать вживую - а как оно на самом деле.

Приверженцы мифы и после этой теоретической части будут думать что 128кб\моно покачеству такое же как 256\стерео, просто деля 256 к\б на количество каналов и получая нужные 128, но мы уже понимаем, что кодек кодирует исходник в 256кб\с совсем нге так жётско и бескомпромиссно как в 128кб\с

Посему, давайте залезем в рот древнегреческой женщины и таки пересчитаем зубы.

Берём исходный звук морского прибоя записанного в 44.1\24бит\стерео. Конвертируем его в mp3 256стерео и 128моно.

Вешаем на один канал анализатор, и на другой. Значения одного канала отправляем бэк граундом на анализатор второго, и мы видим спектр обоих каналов сразу в одном окне.

сохранять mp3 в моно или стерео

Думаю что тут всё настолько очевидно, что даже не требуются наши комментарии и победных воплей в стиле "Я же вам говорил!" 🙂

Вашему вниманию дополнительные сервисы и материалы на нашем сайте
ПОПУЛЯРНЫЕ РАЗДЕЛЫ
ВСЕГДА НА СВЯЗИ
Запись рекламного ролика и изготовление аудиоролика в профессиональной студии

2000-2024 © Студия "Рекламофон"®
Карта сайта

Cтудия Создания Сайтов "Кубик"

В СЕТИ
ютуб канал студии
студия Рекламофон в инстаграм
cross-circle