Самый яркий, самый эффективный, самый эстетический и легко слушаемый радиоролик. Но потому музыкальные ролики и самый благозвучные для уха слушателя.
Что определяет его? Как понятно из названия, в ролике присутствует вокал. Слова подаются в форме песни или коротенькой пропевки. Поэтому музыкальный ролик называют ещё «песенный» или «вокальный».
В нём может быть информационная или игровая часть, но самое главное обычно отдаётся пропевке. Даже если она коротенькая, то пропевается самая важная часть: слоган, телефон, бренд и т.д. Хорошо сделанный музыкальный ролик прочно застревает в голове лёгкой и яркой мелодикой. Информационный слушатель воспринимает как долгое перечесление слов, пусть и вполне нужных, то песенка в изящной форме достучится до потребителя, оставив приятные эмоциональные ассоциации. Хорошо сделанный музыкальный ролик — это отличная визитная карточка для рекламируемого бренда: слушается солидно, фирмово, ярко и запоминающе.
Выходите на рынок, нужно увеличение продаж, стремительный рост позиций и узнаваемости? Смело заказывайте музыкальный аудиоролик, он же радиоролик.
Музыкальный ролик — по сути это маленькая (а иногда и не маленькая, а вполне такая полноформатная) песенка — музыкальное произведение. Творчество в чистом виде, а творчество невозможно ни описать, ни впихнуть в ТЗ. Именно это и отличает производство музыкального рекламного ролика от всех остальных видов радиорекламы. В информационном известны слова, утверждён заранее диктор, примерно понятны интонации. В игровом ясны характеры и образы. А в музыкальном же непонятно то, что является главным — мелодика вокала. Пока не начнутся работы над ним, пока не запущен вовсю процесс записи и не начнётся таинство творческого полёта —неизвестно какой он будет. Почти всегда музыкальные аудиоролики рождаются как волшебство — случайно и непредсказуемо. Полёт вдохновения невозможно предугадать. Можно лишь задать направление полёта — стилистику. На каком то этапе заказчик или саундпродюсер решают в какой стилистике этому радиоролику быть и следует этому решению.
Создание и запись музыкального ролика делается двумя методами: либо отталкиваясь от уже написанного стиха искать подходящую фонограмму в требуемом в ТЗ стиле, либо имея уже утверждённую музыкальную подложку, писать под неё слова для пропевания. Каждый метод имеет свои плюсы и минусы.
Это самый распространнёный метод изготовления музыкального ролика. Происходит это так: сценарист по брифу пишет текст ролика для пропевки, сценарий утверждается и под эти например 2 четверостишия ищется нужная музыка. Казалось бы дело уже сделано: вот сценарий, вот сценарий, вот щас споём и готово. Однако начинается самое сложное — поиск подходящей фанеры. Это только кажется, что найти её просто, а на деле саундпродюсер должен учесть большое количество факторов, кои должны сойтись в конкретном треке, чтобы он подходил.
1) Первое это хронометраж. В стихах есть определённое количество слов, и все эти слова вокалист должен пропеть ровно в отведенное время — например в 30 секунд. Не больше — не меньше. И если в информационном аудиоролике диктор может позволить себе говорить быстрее-медленнее, чтобы уложиться в отведённое время, то в музыкальном аудиоролике такое не получится — темп задаёт трек и петь быстрее или медленнее его темпа невозможно. Значит, задача саундпродюсера состоит в том, чтобы найти музыку с именно нужным темпом. А это уже непросто само по себе. И часть потенциально пригодных подложек в нужном стиле отсеивается.
2) Второе — это нужная ритмика вокальной мелодики. Всем известно, что в словах есть ударные и безударные слоги. Многие знают, что в музыке есть сильные и слабые доли в такте. Но почти никто (кроме профессионалов) не знает одну очень важную деталь: обязательно нужно, чтобы ударные слоги стихов пропевались в сильные доли ритма музыки, они должны совпадать. Иначе, если на сильной доле в музыке окажется безударная гласная текста, то на слух произойдёт перенос ударения и это будет слушаться в ролике дико.
Попробую пояснить это на примере песни про ёлочку.
Сильная доля 1 это каждое начало такта, а слабые доли 234 это 3 доли внутри такта вот например такая ритмика 4\4 — одна сильная и 3 слабых
1234
Пропевая песенку про ёлочку в 4\4, всё ложится идеально — посмотрите сами — красные сильные доли ритмики музыки совпадают с ударными слогами:
мА-аленькой Ё-олочке хОлодно зимОй 234
Всем известная музыка подходит под этот текст. А теперь смотрите что будет если мы этот текст пропоём на ритмику 3\4 вальса- одна сильная и 2 слабых
123
мАленькой Ёлочке хОлодно зИмой 3
Видите — ударение при пропевании на сильную долю уже сместилось и приходится петь зИмой
Вот вам пример, что ритмика стихов и ритмика фонограммы обязательно должны совпадать, а ведь музыка это не считалочка «айн-цвай-полицай» с рубленым ритмом. Такой музыкальный ролик будет слушаться убого. Песня расцветёт если в ней будут синкопы, сбивки, триоли и прочие ритмические «навороты». И вот под этот сложный рисунок ритмики стихов надо подобрать музыку с таким же сложным ритмическим рисунком.
Но и это полбеды. Очень часто что бренд, слоган, адрес или телефон вообще никак не рифмуются и имеют просто чудовищно неудобную ритмику ударно-безударной мензуры ритма слов, например «Активный отдых без проблем и забот Триал спорт» или «Эксклюзив дент 333-900» Приходится крутить так и эдак, чтобы не просто выбрать нужную подложку, но и впихнуть этот неудобный «булыжник» чтобы слушалось гармонично.
Вот вам пример таких очень неудобных и рваных текстов которые с величайшим трудом были воткнуты и получились музыкальные ролики:
А вот с этим роликом сразу было ясно что он будет на грани порно — заказчик в качестве текста пропевки прислал не стихи а «просто тупо» информационный текст, и ни в какую не хотел понимать всё то что написано в этом пункте. Ведь информация инфрмацией — а стихи это не просто дикторский текст, а весьма «высокая» субстанция с поэтикой выражений, не столь буквальных как в информашках… Крутили, вертели, резали, дробили строки на слова, впихивали отдельными блоками… намаялись…
Что получилось? Получилось то о чём и предупреждали — порно, о чём честно и сказали заказчику заранее. Но ролик заказчика устроил именно в этом виде. Послушайте сами и убедитесь как это важно.
3) Третье — это гармоническая «жизнь» фанеры. Если музыка строится на паре аккордов, а последние модные танцевальные так и вообще из одного тонического аккорда состоят, то это связывает руки при создании голосовой партии музыкального ролика. Мелодика вокала живёт в пределах убогой палитры гармонических ходов. Такие подложки позволят записать лишь притянутые за уши арпеджии в коих не будет полёта голосу и мелодии. И что очень важно — то, о чём пойдёт речь в следущем пункте — там не будет развития и динамики.
4) Четвёртое но не последнее — развитие и динамика. Песня должна начаться и должна кончиться, там есть припевы и куплеты, есть акценты и подводки к ним и концовка-кода — в общем песня живёт и дышит — она не должна быть равномерной и однообразной на всём её протяжении. И всё это зависит от трека к музыкальном ролику. Саундпродюсер при отборе должен «видеть» эти места, представлять как будет начинаться, развиваться и заканчиваться песня. И найти такую - редкая удача.
Вот как непросто сделать выбор той или иной подложки. Просто найти её, подходящую под стихи — уже большая удача и долгий кропотливый труд. Но главное тут, конечно, опыт саундпродюсера, который должен досконально знать все нюансы и критерии отбора, иначе можно сделать не просто блеклый ролик, но и вообще выйти за рамки хронометража или исказить произносимое. Именно поэтому мы — студия «Рекламофон» КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ РЕКОМЕНДУЕМ отдавать этот чрезвычайно важный этап на выбор заказчику. Он в подавляющем большинстве не имеет и представления об этих важных 4х пунктах и выбирает трек практически наугад. А как потом с утверждённой подложкой работать, имея на руках стих для пропевания? Сценарий невозможно будет уложить на неподходящую для этого музыку.
У заказчика имеется, или просто под ТЗ берётся нужная по стилистике и темпу подложка, и под неё опытный сценарист пишет текст, заранее примерно прикидывая, как стих будет пропеваться вокалистом. Этот метод безусловно проще в изготовлении музыкального ролика, но теперь, уже с другой стороны, не столь очевидна в начале информативная составляющая. Если в первом варианте слова уже есть и заказчик уверен в информационном посыле, неизвестна только творческо-музыкальная составляющая, то во втором методе — наоборот. Примерно понятна форма и стилистика музыки и пропевки, но непонятно содержательная часть. Ведь в этом случае все четыре пункта описанные выше будут уже колдоваться текстом, а не выбором подложки.
В любом случае создание и запись музыкального ролика это трудный и ответсвенный процесс — но поверьте — оно того стоит!
Теперь перейдём от общего описания этой категории аудиороликов к описанию разновидностей музыкальных роликов.
Стоит особо подчеркнуть, что изготовление музыкальных рекламных роликов — это конёк студии Рекламофон! Благодаря тому, что в штате студии от сценаристов до голосов все музыканты, специализация студии именно в производстве музыкальных роликов. Почти все наши призы как рекламоизготовителей были завоёваны благодаря работам именно в этой категории роликов. Можем со всей уверенностью сказать, что рекламные аудиоролики категории «вокальные», несмотря на то что они самые сложные в производстве и не без тюнинга вокала конечно, студия Рекламофон делает удачнее всего остального ассортимента предлагаемых услуг, даже предлагаемую услугу для иностранных клиентов russian voiceover.
По сути это рекламный ролик, который состоит из 2х частей: блок в котором коротенько пропевается какой-нибудь текстовый элемент: Бренд, или телефон, а после (или до него) этого вокального элемента информационная часть Т.е. в радиоролике подаётся информация о товаре или услуге, а часть которую нужно запомнить, например интернет адрес — пропевается. Иногда бывает что весь ролик — это и есть пропеваемый элемент: например слоган.
Цена создания рекламного ролика(блока) с пропевкой стоит 4500р.
Аудиоролик в котором текстовая часть пропевается вокалом. Четверостишия куплета и припева. Это аудиоролик по схеме обратный предыдущему пункту. Если там основной блок информационный и пропевается например телефон, то в этом типе аудиороликов ровно наоборот: пропевается вся информативная часть вокалистом если нужно, например адресный блок, «добивается» информационным голосом диктора. В ролике могут быть как один так и несколько голосов.
Отдельно стоит отметить о такой разновидности как песенный аудиоролик с детским голосом. Это особенно эффективно при рекламе детских товаров и услуг
Также существует жанровая разновидность музыкального ролика — в стиле рэп. Частенько это бывает уместно в определённых стилях и настрое подачи информации в ролике.
Стоимость заказа на производство музыкального ролика этой категории составляет 4500р
В этом типе вокалист является актёром и поёт от имени какого то песонажа. Это напоминает типа мюзикла с ролями и персонажами в форме песенного диалога. Подобные типы чрезвычайно редки в работе.
Тем не менее вы можете заказать его запись за 6000р
Это полнометражная песня с куплетами и припевами о какой нибудь компании, событии, товаре и прочее. В основном это корпоративные гимны которые исполняются на торжественных мероприятиях, выставках, в рекламной медиапродукции. Наличие такого гимна подчёркивает статус компании. Заказать производство музыкального ролика категории «Гимн» можно за 30000р.
читайте так же другие части наших познавательных статей
Часть первая - «запись голосов дикторов»
Часть вторая — «Как заполнить бриф на рекламный аудиоролик»
Часть третья — «Изготовление рекламных информационных аудиороликов»
Часть четвёртая — «Изготовление рекламных игровых аудиороликов»
адрес: Россошанский
проезд, дом №3